Далекое-близкое
Это наша история
Разрушенную в 30-х годах прошлого столетия церковь строил на свои средства не один барин, а помогали прихожане. Мне было 6-8 лет, когда я ходила в церковь и была очень памятлива, любознательна. Из моего детства на всю жизнь запомнилась богатая пятиглавая церковь. Один купол большой, в середине, возвышался над четырьмя меньшими. Позолоченные кресты куполов и звон с колокольни 107-пудового колокола были видны и слышны издалека. Малые колокола разных размеров и звуков (не помню точно – 5 или 6) подыгрывали в такт большому, и от этого звона было приятно на душе, весело и грустно при входе и выходе из церкви.
Внутри белокаменной церкви было очень красивое убранство: позолоченные иконы, вписанные в стены, много икон находилось в иконостасах. С левой стороны стоял большой крест, где изображено распятие Иисуса Христа. На меня это изображение произвело впечатляющее понятие о боге, о его предателе Иуде, продавшего Христа за 30 серебренников. На потолке церкви (под куполами) изображены лики святых и висела огромная люстра с зажженными свечами или лампадками. Около иконостасов стояли подсвечники, и прихожане зажигали свечи. Красивыми фигурными узорами были украшены металлические блестящие врата перед входом в алтарь, откуда во время богослужения выходили священнослужители, облаченные в богатые серебристо-золотые ризы. Рядом с алтарем пели молитвы и псалмы любители церковного пения, прихожане, а руководил церковным хором регент Матвей Емельянович Гаврилов. В хоре участвовала и моя старшая сестра Екатерина. В левой стороне на моленье становились женщины, справа – мужчины.
Церковная площадь с деревянной колокольней и двухэтажной кирпичной сторожкой была огорожена высоким, почти метровой ширины, каменным забором. Вход в нее был с северной стороны через металлические створчатые ворота. Подход к каменному крыльцу обложен плотными каменными плитами от ворот. В церковной сторожке находилась церковно-приходская школа, в ней училась моя мама. Учил батюшка.
Вокруг церковной северной стены были расположены могилы с надгробными надписями священников и родственников помещика, а под полом церкви находился склеп захоронения барина. Из рассказа моей мамы, там же похоронен военный чин в голубом мундире, князь Оболенский, тесть барина Шелашникова. Мама, будучи 12-13-летней девочкой, проживала с родителями на улице Гундоровка (ныне Ленинская) и видела, как гроб с телом провезли мимо их дома со стороны Сергиевска на 6 лошадях, запряженных цугом и покрытых черными коврами. Лошадей остановили у ворот церкви, и в ней произвели захоронение. А везли его, якобы, из Петербурга.
Еще мне запомнился праздник Крещение Господне. В этот день взрослое население Исаклов, да и дети, шли в церковь, а затем с пением молитв – к центральному роднику. Тогда вода, выбивающая из-под горы, втекала в огромный дубовый чан и вытекала по деревянным желобам, в которых поили домашних животных. Вот в чане-то батюшка освящал воду серебряным крестом. После этого находились желающие искупаться в ледяной купели. Одним из них был Василий Григорьевич Смоляков, рослый, сильный и здоровый мужчина, отец семерых детей. Он приносил с собой тулуп и крепкую палку, которую клал по краям проруби на пруду, потом погружался три раза в прорубь, а чтобы не ускользнуть под лед, держался за палку. Вынырнув из воды, одевался в сухое белье и тулуп.
На Пасху наша семья уходила в церковь святить куличи, сырые яйца. Очень было много празднично одетого народа всякого возраста, прибывших пешком и приехавших на лошадях из сел. В здании церкви не помещались, и многие стояли на улице. Здесь молились только русские, мордва и украинцы. В чувашских селах были свои церкви. Большинство женщин были одеты в национальные самотканые одежды, а обувь – лапти, подвязывали нарядными платками. Молодежь была скромна и степенна. Во время богослужения разговаривать и передвигаться по церкви не разрешалось, считалось грехом. Так поучали нас мать или бабушка. Дома на наши любопытные вопросы отвечали вразумительно по поводу церковных обрядов и священного писания.
Мой дедушка Дорофей не пропускал богослужений. Как станет собираться к заутрене, так лыковые калоши своего плетения заменял кожаными калошами (сапог не имел). Так он их обязательно дегтем помажет. Мама ему скажет: "Ну что ты, тятенька, мажешь сапоги, ведь от них запах неприятный и людей запачкаешь во время моления?" Он ей отвечал, что калоши не скрипят, да и носиться будут дольше.
Но вот наступило время коллективизации. В Исаклах образовали три колхоза: "Тревога", "Труд" и "Красное знамя". Насильно записывали в колхоз, а кто отказывался вступать, преследовали и облагали непосильными налогами. Стали поговаривать и о закрытии церкви, так как религия – опиум для народа. Священников изгнали, певчие разошлись. Некоторых сочли "кулаками", раскулачили и с семьями увезли на Север или в Казахстан, как вредителей и подрывников коллективизации.
В 1931 году стали снимать колокола с колоколен. Вот сбросили большой колокол. Отодрали, в буквальном смысле слова, его язык и им стали разбивать 107-пудовый колокол, чтобы погрузить его на подводы и увезти на переливку на завод. Колокол только глухо звенел на земле, но не поддавался разбиваться, появилась лишь трещина. Смотрели на это зрелище взрослые с сожалением и со слезами, а мы, дети, из любопытства. Так и пролежал он у колокольни какое-то время, пока не нашли мощный транспортер, наверное, "Фордзон". Средний колокол отдали в пожарную команду и поместили на каланче для оповещения о случившемся пожаре. Телефонов тогда не было в селе.
На другой год, то есть в 1932-м, стали доламывать церковь, которую строили примерно 10-12 лет в начале 18-го века. Так говорил мне дедушка, он в этой церкви был крещен в 1848 году. Растащили церковное имущество, дарственные вещи, разрубили и исковеркали иконы, выбивая их ломами и топорами из стен. Кирпичи большие были и тоже не поддавались разрухе, но из них в 1936 году надстроили среднюю школу, построили роддом, здание бани, бывшей библиотеки и 2-этажный дом милиции. Кроме того, увезли в неизвестном направлении каменный забор ограды, разрушили склеп, выбросили захоронения или закопали их, точно не знаю. Когда я училась в 4 классе, а это было в 1934 году, ребята приносили в школу красивые мелкие голубые цветы от барских венков. На разрушенном и поруганном церковном месте валялись истлевшие остатки голубого мундира и сапог. Говорили, что были золотые часы, но их, якобы, взял бывший заведующий клубом, который затем погиб на фронте. Когда в пятидесятых годах строили новое деревянное здание РДК и копали траншеи под фундамент, говорили, что попадались останки захоронения людей. Наверное, об этом знали и бывшие руководители района, а вот года полтора тому назад на исаклинском кладбище у входа появилась чугунная надгробная плита, принадлежащая покойному барину, статскому советнику Шелашникову, имени и отчества не помню.
М. Пасечник, ветеран труда
(Газета "Ленинское знамя", 17 марта 1990 года)
Храм Всем миром
Строительство храма
Начало положено
В настоящее время Попечительский совет проводит работу по сбору пожертвований для возобновления строительства храма в с. Исаклы. Местные жители из числа прихожан закреплены за улицами и уже начали сбор денег. Откликнулись и другие приходы района. В настоящее время необходимо продолжить возведение храма, чтобы предотвратить разрушение кирпичной кладки. Как явствует история, инициатива населения всегда имела большое значение в таких делах. Конечно, предстоит выполнить большой объем работ, и на сегодняшний день начало положено.
о. Владимир, настоятель храма Архангела Михаила с. Исаклы:
- Начало строительства храма в райцентре датируется 2008 годом. Именно в тот период выполнен большой объем работ. Финансирование из областного бюджета в 2008-2009 годах порядка 11 млн рублей позволило заложить фундамент, выложить цокольный этаж, залить монолитную плиту полов, возвести стены, колонны храма и звонницы на отметке двух метров. Кроме того, были проложены все коммуникации: смонтированы водопровод, водоотведение, устроены пожарные резервуары. В 2010 году никакие работы не велись. В 2011-м возобновилось строительство на добровольные пожертвования. Денежные средства поступали от коллективов предприятий и организаций. Большую помощь оказал член Совета Федерации С.В. Мамедов, перечислив 200 тыс. рублей. Всего было собрано 906091 рубль, и на эти средства закупались кирпич, цемент, доски. В этот же год стены основного зала и алтаря храма были возведены на уровне четырех метров. В 2012-2013 годах суммы пожертвований были незначительные. Всего денежные средства от населения, организаций составили около 200 тыс. рублей. Депутат Государственной думы В.А. Казаков перечислил 100 тыс. рублей. Прихожане храма вносили от 1 до 50 тыс. рублей. В этот период были выполнены кирпичная кладка на звоннице до пяти метров и западная стена основного зала до полутора метров. В 2014 году от населения поступило 132 тыс. рублей. Продолжилось возведение основного зала храма, частично закуплен кирпич для продолжения строительства.
Обращение
Дорогие исаклинцы!
По благословению митрополита Самарского и Сызранского Сергия, епископа Отрадненского и Похвистневского Никифора строится храм в с. Исаклы. Он возводится по особому архитектурному стилю и всем правилам и канонам Русской Православной Церкви. Храм должен стать мощным духовным центром всего Исаклинского района. Открыт отдельный расчетный счет. Весь ход строительных работ и расходование денежных средств будут контролироваться Попечительским советом.
Призываю жителей села Исаклы и района участвовать в святом богоугодном деле. Каждая лепта ценна и принесет пользу. Все участники строительства церкви войдут в историю, и за них будут возноситься молитвы до тех пор, пока существует эта церковь. Эта святыня останется в веках.
Иерей Сергий.
Благочинный Исаклинского района
Банковские реквизиты для пожертвования на строительство храма с. Исаклы:
МРОП Приход храма в честь Архангела Михаила сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Отрадненской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ИНН 6369001799 КПП 636901001
расчетный счет в Самарском филиале РФ АО "Россельхозбанк" г. Самара 40703810313120000023 к/с 30101810900000000978 БИК 043601978
В назначении платежа обязательно указать: добровольное пожертвование на строительство храма (другие формулировки не допускаются во избежание обложения этих средств налогом)
В настоящее время на территории района действуют шесть православных приходов. Один из них расположен в с. Исаклы. В начале 20 века это было самое красивое культовое сооружение в округе. В 30-е годы он был разрушен. И только по просьбе верующих 4 июня 1996 года в селе был открыт храм в честь Архангела Михаила в бывшем здании комбината бытового обслуживания.
В 2007 году по инициативе общественности было принято решение о строительстве новой церкви (проект на снимке), выбрано место на живописном берегу местного пруда на территории бывшей усадьбы помещика Шелашникова. С 2008 года началось строительство. 28 сентября утреннюю божественную литургию отслужил и благословил начало работ митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Начиная с 2008 по 2011 годы, в ходе строительства были выполнены устройство фундамента, стен цокольного и первого этажей, смонтированы пожарные резервуары. Всего, по данным отдела архитектуры и градостроительства администрации района, на подготовку проектно-сметной документации и перечисленных видов работ было направлено порядка 11 млн рублей. Добровольные пожертвования поступали от организаций и предприятий района, депутата Государственной думы В.А. Казакова, члена Совета Федерации С.В. Мамедова, жителей района, прихожан. В 2011 году денежные средства от коллективов райцентра составили 463 тыс. рублей. В 2014 году – 132 тыс. рублей. Остаточная сметная стоимость строительства нового храма на 2013 год составляла 50 млн рублей, в ценах 2016 года она составляет 56 млн рублей.
В ближайшее время, по информации иерея Сергия, благочинного Исаклинского района, требуется поднять 4-5 метров кирпичной кладки стен, произвести заливку монолитных сводов, покрыть крышу строящегося храма.
Для дальнейшего проведения работ был создан Попечительский совет под председательством главы района В.Д. Ятманкина. На заседаниях Совета будет заслушиваться ход работ и осуществляться контроль за расходованием поступающих денежных средств на вновь открытый расчетный счет.
(Соб. инф.)
Обращение
Дорогие Исаклинцы!
По благословению митрополита Самарского и Сызранского Сергия, епископа Отрадненского и Похвистневского Никифора строится храм в с. Исаклы. Он возводится по особому архитектурному стилю и всем правилам и канонам Русской Православной Церкви. Храм должен стать мощным духовным центром всего Исаклинского района. Открыт отдельный расчетный счет. Весь ход строительных работ и расходование денежных средств будут контролироваться Попечительским советом.
Призываю жителей села Исаклы и района участвовать в святом богоугодном деле. Каждая лепта ценна и принесет пользу. Все участники строительства церкви войдут в историю, и за них будут возноситься молитвы до тех пор, пока существует эта церковь. Эта святыня останется в веках.
Иерей Сергий.
Благочинный Исаклинского района
Банковские реквизиты для пожертвования на строительство храма с. Исаклы:
МРОП Приход храма в честь Архангела Михаила сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Отрадненской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
расчетный счет в Самарском филиале РФ АО "Россельхозбанк" г. Самара 40703810313120000023 к/с 30101810900000000978 БИК 043601978
В назначении платежа обязательно указать: добровольное пожертвование на строительство храма (другие формулировки не допускаются во избежание обложения этих средств налогом)