Размер шрифта: A A A
Тип шрифта: Arial Times New Roman
Цвета сайта: Ц Ц Ц Ц
Изображения:

Информация

30.03.2020

Информация

1.              Общие сведения

1.1.         Заказчиком деятельности является департамент охоты и рыболовства Самарской области (далее – департамент).

Юридический и почтовый адрес - 443086, г. Самара, ул. Ерошевского, д.3А,   телефон 207-77-95, факс 207-69-67.

1.2.         Объектом оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности являются материалы обоснования объемов (лимитов и квот) добычи оленя благородного, лося, косули сибирской и барсука на территории муниципального района Исаклинский Самарской области на период с 01.08.2020 по 31.07.2021.

1.3.         Контактные лица:

Соколов М.В. – главный консультант управления охраны охотничьих и водных биологических ресурсов департамента, тел. 207-77-82;

Серов Д.В. - консультант управления охраны охотничьих и водных биологических ресурсов департамента, тел. 207-77-83;

1.4.         Тип документации – рабочий проект (утверждаемая часть) материалов обоснования объемов (лимитов и квот) добычи косули оленя благородного, лося, косули сибирской и барсука на территории муниципального района Исаклинский Самарской области на период с 01.08.2020 по 31.07.2021.

2.    Пояснительная записка по обосновывающей документации

Предметом экологической оценки является воздействие намечаемой хозяйственной деятельности на компоненты окружающей среды - животный и растительный мир, ландшафт.

Под воздействием следует понимать те изменения в окружающей среде, которые полностью или частично являются результатом намечаемой хозяйственной деятельности.

Прогноз, анализ и оценка значимости последствий ожидаемых воздействий на окружающую среду является основной стадией процесса экологической оценки.

Общие требования к оценке воздействия на окружающую среду содержатся в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденном приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 № 372.

Материалы разработаны на основании действующей на территории Российской Федерации нормативно-правовой документации.

В основе расчета департаментом объемов изъятия оленя благородного, лося, косули сибирской и барсука на территории муниципального района Исаклинский Самарской области лежат следующие принципы:

- единая система расчетов лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов, определенная приказом Минприроды России от 29.06.2010 № 228;

- устойчивое использование охотничьих ресурсов, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия и при котором сохраняется способность объектов животного мира к устойчивому существованию.

Численность лимитируемых видов охотничьих ресурсов на территории муниципального района Исаклинский Самарской области в 2020 году по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания составила:

Наименование охотничьего угодья

Численность лимитируемых видов охотничьих ресурсов, особей

косуля сибирская

лось

олень благородный

барсук

Больше-Микушкинское

70

32

0

11

Исаклинское

346

46

0

23

Самсоновское-1

146

90

0

42

Самсоновское-2

75

67

0

27

Смольковское

67

43

8

41

Сокское

450

103

140

48

Итого по району

1154

381

148

192

Планирование квот добычи оленя благородного, лося, косули сибирской и барсука по охотничьим угодьям муниципального района Исаклинский Самарской области производилось департаментом в соответствии с «Порядком принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений», утвержденным приказом Минприроды России от 29.06.2010 № 228, на основании нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, утвержденных приказом Минприроды России от 30.04.2010 № 138, и с учетом данных о численности охотничьих ресурсов на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга. Также при этом учитывалась необходимость уменьшения квоты добычи охотничьих ресурсов в предстоящем сезоне охоты в том случае, если на территории того или иного охотничьего угодья произошло снижение численности данного вида животных.

3.    Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной деятельности

Целью реализации намечаемой деятельности является обоснование возможности изъятия оленя благородного, лося, косули сибирской и барсука из среды обитания, а также определение допустимых объемов (лимитов и квот) их изъятия.

Основанием для проведения охоты на оленя благородного, лося, косулю сибирскую и барсука в осенне-зимний сезон 2020 г. являются:

- осуществление гражданами и охотпользователями Самарской области права пользования охотничьими ресурсами в соответствии со статьями 33, 34 и 40 Федерального закона «О животном мире», Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512, статьями 17 и 18 Закона Самарской области от 01.04.2010 № 31-ГД «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов в Самарской области»;

- данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, определение динамики численности каждого вида в целом по муниципальном у району Исаклинский Самарской области, а также по отдельным охотничьим угодьям;

- использование нормированного изъятия как общепринятого научно-обоснованного способа воздействия на численность и половозрастной состав популяций животных. Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях утверждены приказом Минприроды России от 30.04.2010 № 138.

4.    Альтернативные варианты достижения цели намечаемой деятельности

Ввиду специфики объекта экологической оценки – установление объемов добычи охотничьих ресурсов альтернативным вариантом является отказ от деятельности в случае выявления факта недостаточности численности охотничьего ресурса, необходимости его воспроизводства.

По результатам проведенного анализа представленных материалов отказ от добычи оленя благородного предусмотрен в 5 охотничьих угодьях из 6 охотугодий муниципального района Исаклинский Самарской области в соответствии с распространением данного вида.

5.    Описание возможных видов воздействия на окружающую среду

Основным возможным видом воздействия на окружающую среду является снижение численности оленя благородного, лося, косули сибирской и барсука, связанное, как с фактическим отстрелом, так и прерыванием социальных и семейных связей в популяции, что разрушает и тормозит размножение вида.

Принимая во внимание малочисленность хищников (волк, рысь), использующих оленя благородного, лося, косулю сибирскую в качестве кормовой базы, рассматривать их воздействие нецелесообразно.

При определенных условиях (в том числе при устранении регулирующего воздействия хищников – естественных врагов копытных), многочисленное и обитающее на ограниченной территории поголовье оленя благородного, лося, косули сибирской может истощить на длительный период или значительно опустошить растительный мир, ограничить кормовую базу свою и других видов.

Барсук, по общей оценке научной и охотоведческой литературы, оказывает положительное влияние на окружающую среду, способствует распространению семян растений, уничтожает личинки и имаго насекомых - вредителей лесов, регулирует численность мышевидных грызунов, роющей деятельностью создает укрытия для других видов млекопитающих.

6. Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой деятельностью

Самарская область расположена в юго-восточной части европейской территории России в среднем течении реки Волги.

Самарская область входит в состав Приволжского федерального округа и Поволжского экономического района.

Граничит на западе с Ульяновской областью, на севере – с Республикой Татарстан, на востоке – с Оренбургской областью, на юго-западе –                              с Саратовской областью, в самой южной точке имеет соприкосновение с Республикой Казахстан.

Площадь территории Самарской области составляет 53,6 тысяч кв. км или 0,31% территории России. Протяженность территории с севера на юг – 335 км, с запада на восток – 315 км.

В состав Самарской области входит 10 городских округов (Самара – областной центр, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадный, Жигулевск, Октябрьск, Кинель, Похвистнево) и 27 муниципальных районов.

Климат области континентальный, с резкими температурными контрастами, короткими переходными сезонами, холодной зимой, жарким летом, дефицитом влаги, богатым солнечным освещением и большой вероятностью весенних и осенних заморозков. Сравнительно небольшие размеры территории определяют общее сходство ее климатических условий. Однако различия в распределении высот, акваторий, лесов и сформировавшихся ландшафтов вызывают заметные колебания в значении метеоэлементов.

Среднегодовая температура воздуха +3,0…+4,0°С; средняя месячная температура воздуха изменяется от +19…+22,0°С в июле, до –14,0…–14,8°С в январе.

Зима в лесостепной зоне относительно сурова и продолжительна. При вторжении арктических масс температура понижается до –50°С. Устойчивый снеговой покров высотой от 40 до 60 см в защищенных от ветра и до 25 - 45 см в открытых условиях держится около 5 месяцев. Запасы воды в снежном покрове колеблются от 50 до 130 мм.

Осадков в среднем за год выпадает от 270 до 440 мм. Большинство осадков (около 70 %) выпадает с апреля по октябрь, максимум их приходится на июнь - июль.

Для степной зоны (к югу от реки Самары) характерны жаркое лето, холодная, облачная зима. Здесь отмечается повышение числа дней с суховеями и засухой. Выпадает 40-50 мм осадков в месяц. Дожди преимущественно ливневые с грозами. Пасмурные дни практически отсутствуют.

Сумма годовых осадков от северной части области к южной снижается
от 380 до 270 мм. Длительность вегетационного периода с севера на юг увеличивается от 132 до 153 дней.

Наиболее вредными климатическими явлениями Самарской области, затрудняющими ведение охотничьего, лесного и сельского хозяйства, являются засухи. Вероятность засух на юге области достигает 40 %.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.03.2007 № 68 лесной фонд Самарской области относится к лесостепному району европейской части РФ (18 муниципальных районов) и к району степей европейской части Российской Федерации (9 муниципальных районов).

С 1996 г. все леса области с учетом экологической обстановки переведены в первую группу (сейчас это категория защитных лесов), что изменило порядок лесопользования (снизился объем сплошных рубок).

По материалам Лесного плана Самарской области (4), общая площадь земель лесного фонда и иных территорий, занятых лесами, составляет 14,2 % площади области или 760,1 тыс. га, что позволяет относить регион к малолесным территориям России. Только в Жигулевских горах лесистость достигает 70 %. Общая площадь, покрытая лесом, составляет 684,6 тыс. га.

Возрастная структура лесов распределена следующим образом: молодняки - 23%; средневозрастные – 47 %; приспевающие – 13 %; спелые – 17 %.

На долю хвойных лесов в лесничествах Самарской области приходится 16% покрытых лесными насаждениями земель.

Твердолиственные, преимущественно дубовые леса (27 %), расположены в Сергиевском, Похвистневском, Красноярском, Клявлинском и Кинельском лесничествах. Нагорные дубравы находятся на волнистых формах рельефа. Семенной дуб встречается отдельными участками в Кошкинском и Красноярском лесничествах, в Дубовой роще Самарского лесничества. Однако большинство дубняков представлено порослевыми насаждениями IV – V классов бонитета. Твердолиственное хозяйство включает также ясень зеленый и обыкновенный, клен остролистный и ильмовые породы (вяз, ильм, карагач).

На долю мягколиственных пород приходится 45 % покрытой лесом площади. Осиновые насаждения II и III бонитета занимают 18 % площади и расположены в северных лесничествах: Шенталинском, Клявлинском, Сергиевском и Похвистневском.

Под липой находится 17 % лесопокрытой площади. Более 30 тыс. га липняков произрастает в Жигулевских горах, 14 тыс. га – на территории Похвистневского лесничества, Сергиевском, Красноярском и Шенталинском лесничествах.

Березняки в Самарской области занимают 10 % площади; лучшие березовые насаждения расположены в Кошкинском лесничестве.

Анализ динамики изменения площадей по преобладающим породам за 35 лет показывает, что дубравы сократили свою площадь на 11,3 %, площади сосняков увеличились на 3,9 %, березняков - на 5,6 %.

Особо ценные лесные массивы (национальный парк, памятники природы, государственные лесные полосы) занимают 20%; леса, выполняющие оздоровительные, санитарно-гигиенические функции (зеленые зоны городов), - 19%; запретные полосы лесов вдоль рек, дорог – 14%; леса, выполняющие, в основном, полепочвозащитные функции - 47 %.

Леса расположены на территории области крайне неравномерно. Если на юге области (в Алексеевском, Большеглушицком, Большечерниговском, Красноармейском, Пестравском районах) лесистость составляет всего 1,5 %, то в северной части (в Ставропольском, Сызранском, Красноярском, Похвистневском, Шигонском районах) на долю лесов приходится до 22-26 % площади.

Свойственная лесам Самарской области мозаичная структура особенно благоприятна для сохранения на разреженных участках естественного подроста, а также поддержания видового разнообразия флоры и фауны.

В Самарской области компактные лесные массивы расположены в правобережье, в районе Жигулевских гор и в северных районах области - в бывших лесхозах: Шенталинском, Сергиевском, Ново-Буянском, Красноярском, Ставропольском.

По берегам Волги, Самары, Большого и Малого Кинеля, Сока, Кондурчи узкой полосой тянутся пойменные леса.

На границе с Оренбургской областью находится широко известный Бузулукский бор. Общая площадь Бузулукского бора составляет 110,6 тыс. га, в том числе на территории Самарской области – 54,1 тыс. га.

В 2012-2019 годах условия обитания диких копытных животных и барсуков были относительно благоприятны, отрицательных природных и антропогенных факторов, существенно ухудшающих среду обитания барсуков, не отмечено.

7. Оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду

Олень благородный, лось, косуля сибирская являются естественным и неотъемлемым элементом лесных, лесостепных, степных и болотно-луговых биоценозов. По степени воздействия на среду обитания при высокой численности и плотности популяции виды рассматриваются современной наукой как способные нанести серьезный вред флоре и фауне биоценоза.

Дикие копытные животные питаются преимущественно травянистыми растениями и побегами кустарников. При высокой плотности они могут наносить значительный вред степным лесополосам, полностью стравливая ежегодный подрост.

Даже при достаточности естественных кормов косули могут выходить на посевы злаков, подсолнечника, кукурузы, овощей, и производить потравы.

Естественным регулятором численности для оленя благородного, лося, косули сибирской и барсуков является сочетание природно-климатических условий и эволюционно сложившихся трофических связей с биоценозом, в частности, достаточность необходимых для обитания площадей различных типов угодий, их расположение и конфигурация, количественный и качественный состав естественных кормов, ограничивающее воздействие хищников. В современных условиях эти связи подверглись значительным антропогенным воздействиям. Так, численность естественных врагов (волка и рыси) минимальна, а среда обитания и кормовая база подверглись интенсивному сокращению в результате хозяйственной деятельности человека.

Важным условием устойчивого существования оленя благородного, лося, косули сибирской и барсука является обеспечение благоприятных факторов обитания (качественный и количественный состав кормов, площадь пригодных угодий, наличие и доступность укрытий, путей свободной миграции) и других условий.

При этом в настоящее время существенно возрастает роль воздействия человека. Регулирующие воздействия должны быть направлены на охрану среды обитания и самих животных, своевременное проведение обоснованных биотехнических мероприятий с целью «кормового удержания» животных в пределах охраняемых охотничьих угодий, а также воздействие на численность и плотность населения животных путем их добычи в пределах установленных лимитов и квот.

Основным значимым воздействием на окружающую природную среду является изъятие животных как представителей биоценоза.

Численность оленя благородного, лося, косули сибирской и барсука на территории муниципального района Исаклинский Самарской области на протяжении последних лет стабильна, а ее определенные колебания по годам вызваны главным образом естественными причинами и находятся в допустимых пределах, не вызывающих беспокойство за судьбу этих видов охотничьих ресурсов.

В результате регламентированной добычи происходит оздоровление популяции видов, снижается внутрипопуляционное напряжение.

В предстоящий период с 01.08.2020 по 31.07.2021 департамент предлагает установить следующие квоты добычи для охотничьих угодий муниципального района Исаклинский Самарской области:

Наименование охотничьего угодья

Предлагаемые квоты добычи охотничьих ресурсов,

особей/% от численности

косуля сибирская

лось

олень благородный

барсук

особей/в т.ч. в возрасте до 1 года

% от численности

особей/в т.ч. в возрасте до 1 года

% от численности

особей/в т.ч. в возрасте до 1 года

% от численности

особей

% от численности

Больше-Микушкинское

8/4

11,4

5/ 1

15,6

0

0

1

9,1

Исаклинское

25/10

7,2

3/ 0

6,5

0

0

1

4,3

Самсоновское-1

14/7

9,6

13/ 2

14,4

0

0

4

9,5

Самсоновское-2

6/3

8,0

8/ 1

11,9

0

0

1

3,7

Смольковское

4/2

6,0

6/ 1

14,0

0

0

4

9,8

Сокское

17/7

3,8

5/ 1

4,9

7/ 1

5,0

2

4,2

Итого по району

74/33

6,4

40/6

10,5

7/ 1

4,7

13

6,8

Департамент считает, что запланированные объемы изъятия оленя благородного, лося, косули сибирской и барсука не приведут к нарушению установившегося экологического равновесия как в целом на территории Самарской области, так и в биоценозах тех охотничьих угодий муниципального района Исаклинский, в которых будет производиться добыча.

Планируемые объемы добычи оленя благородного, лося, косули сибирской и барсука рассчитаны в соответствии с действующими нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, они носят превентивный, охранительный характер, и не являются угрожающими для численности видов.

8. Меры по предотвращению (снижению) возможного негативного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду

Эффективным фактором, снижающим, воздействие на численность диких животных, является проведение научно-обоснованного изъятия в виде регламентированной охоты. При этом в первую очередь нужно добывать больных, слабых, плохо развитых и старых животных.

Мерами по смягчению воздействия охоты на популяции копытных животных и барсука является планирование их изъятия с разделением по возрасту (добыча молодняка в возрасте до 1 года установлена для косули сибирской в размере до 50% от квоты) и полу (проведение охоты на взрослых самцов во время гона – не более 25% от квоты), а также применение оптимальных сроков охоты, разрешенных способов и орудий охоты.

В соответствии с приказом Минприроды Российской Федерации от 16.11.2010 № 512 «Об утверждении правил охоты» добыча данных видов охотничьих ресурсов на территории Самарской области осуществляется в следующие сроки:

а) косуля сибирская:

все половозрастные группы – с 1 октября по 31 декабря;

взрослые самцы – с 25 августа по 20 сентября.

б) олень благородный:

все половозрастные группы - с 1 октября по 31 декабря;

взрослые самцы - с 1 по 30 сентября.

в) лось:

все половозрастные группы – с 1 октября по 31 декабря;

взрослые самцы – с 1 сентября по 30 сентября;

в возрасте до одного года – с 1 января по 15 января.

г) барсук – с 15 августа по 31 октября.

К этому периоду у здоровых и активно питавшихся барсуков накапливаются жировые запасы, молодняк приближается по размерам и массе к взрослым животным, а значительная часть их популяции снижает наземную активность.

9. Выявление при проведении оценки воздействия неопределенности в определении воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду

Исходя из того, что данная работа носит ежегодный характер, сочетает в себе научный анализ и прогноз, основанный на многолетних наблюдениях и натурных исследованиях, факторы неопределенности не выявлены.

10. Краткое содержание программ мониторинга

В 2020 году, как и в предшествующих 2018-2019 годах, численность оленя благородного, лося, косули сибирской на всей территории Самарской области определялась в соответствии с приказом Минприроды России от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета», при этом за исследуемую территорию был принят муниципальный район. Численность оленя благородного, лося, косули сибирской в каждом охотничьем угодье муниципального района определялась от общерайонной численности пропорционально показателю учета (количество пересечений следов на 10 км маршрута в конкретном охотничьем угодье).

Начиная с 2017 года департаментом проводится государственный учет численности барсука. Учет проводится в каждом охотничьем угодье Самарской области, кроме угодий, представленных акваториями и островами р. Волга. При этом использовался научно обоснованный метод [4].

Полученные в результате учетных работ в 2019 году данные вошли в систему государственного мониторинга как численность барсука на 1 апреля 2020 года.

11. Обоснование выбранного варианта намечаемой деятельности

Из общего количества поголовья косули сибирской в размере 1154 особи департаментом планируется выделить к добыче 74 особи.

Из общего количества поголовья лося в размере 381 особь департаментом планируется выделить к добыче 40 особей.

Из общего количества поголовья оленя благородного в размере 148 особей департаментом планируется выделить к добыче 7 особей.

Из общего количества поголовья барсука в размере 192 особей департаментом планируется выделить к добыче 13 особей.

Снижение устанавливаемых квот относительно квот прошлого периода обусловлено выявленным снижением численности видов в ряде охотугодий. Также квоты для отдельных охотугодий были снижены с целью соблюдения установленных нормативов допустимого изъятия.

12. Материалы общественных обсуждений

В соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 № 372, и в рамках исполняемых полномочий департаментом охоты и рыболовства Самарской области (далее – департамент), в целях учета мнения общественности, построения партнерских отношений с населением, чьи интересы могут быть затронуты в результате возможной реализации намечаемой деятельности, в газете «Волжская коммуна» от 22.01.2020 №8 (30792) было опубликовано информационное сообщение о возможности ознакомиться с проектом технического задания и внести предложения по его изменению, о подготовке предварительных материалов по оценке воздействия на окружающую среду проектируемых объемов изъятия (лимитов и квот добычи) охотничьих ресурсов на территории Самарской области и возможности внесения предложений и замечаний по данным вопросам.

По вышеуказанному вопросу предложений от граждан, юридических лиц и общественных организаций в департамент не поступило.

Также департаментом были направлены обращения в соответствующие органы местного самоуправления с просьбой организовать проведение общественных обсуждений по объекту государственной экологической экспертизы.

Обсуждения в муниципальном районе Исаклинский в связи с введением постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 № 39 режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV проводятся в формате опроса местного населения с возможностью направления гражданами своих замечаний и предложений в письменном или электронном виде. Инициатором проведения общественных обсуждений указанных материалов выступает департамент охоты и рыболовства Самарской области. Организаторами общественных обсуждений являются органы местного самоуправления. Граждане и общественные организации информируются о дате, месте и времени проведения общественных обсуждений через местные средства массовой информации и иными способами.

13. Резюме нетехнического характера

Проводимая в 2020году департаментом охоты и рыболовства Самарской области работа по установлению лимитов и квот добычи оленя благородного, лося, косули сибирской и барсука выполняется с учетом требований законодательства Российской федерации в области охоты, охраны объектов животного мира, экологической экспертизы.

Принятые расчетные показатели обоснованы действующими нормативами допустимого изъятия, данными государственного мониторинга охотничьи ресурсов и среды их обитания.

Предусмотренная законодательством процедура участия общественности соблюдена, предложения общественности по данному вопросу учитываются.

Планируемые лимиты и квоты добычи оленя благородного, лося, косули сибирской и барсука носят превентивный, охранительный характер, и не являются угрожающими для численности видов.

14. Список литературы

1.              Атлас земель Самарской области. Самара. 2002.

2.              Белянин В.Н. Копытные животные Жигулевского государственного заповедника. В сб. «Охотничье хозяйство и заповедное дело»,                               М, Россельхозиздат, 1977, стр. 21-24.

3.              Копытные звери. Редкие животные СССР. М., «Лесная   промышленность», 1977. - 280 с.

4.              Лесной план Самарской области, 2008.

5.              Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Самарской области», 2013.

6.              Машкин В.И. Биология промысловых зверей в России. Киров,2007. - 424 с.

7.              Нормирование использования ресурсов охотничьих животных. Под ред.

В.И. Машкина. Киров, 2008. - 176 с.


Возврат к списку