Меню

Утверждена новая форма отчета 2-ТП (Отходы)


Дополнен список природных объектов, которые могут входить в состав лесопарковых зеленых поясов


Утвержден Порядок и форма представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду


Самарская межрайонная природоохранная прокуратураразъясняет о национальных мерах по противодействию коррупции и о результатахработы в данном направлении


КАС РФ


Новый порядок оформления разрешения на охоту


Памятка предпринимателю


Правила  обращения с отходами производства ипотребления в части осветительных устройств, электрических ламп организациями,осуществляющими управление многоквартирными домами


Самарской межрайоннойприродоохранной прокуратурой организовывается «горячая линия»


Усилена уголовная ответсвенность за коррупционные преступления





Информация о состоянии законности и прокурорского надзора за соблюдением законодательства о защите прав предпринимателей в сфере охраны окружающей среды и природопользования

В 2015 году Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой надзор за соблюдением законодательства о защите прав субъектов предпринимательства строился исходя из особенностей, установленных законодателем. Вместе с тем нарушения указанного законодательства выявлены практически во всех поднадзорных контролирующих органах Самарской области.

В ходе прокурорских проверок в деятельности уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления выявляются нарушения, в том числе при принятии правовых актов, ущемляющих права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Типичными являются нарушения порядка оформления результатов проверки, не принятие мер по взысканию причиненного окружающей среде ущерба, имеют место факты нарушения при планировании работы, а также при нормативном регулировании данной сферы отношений.

При нормативном регулировании общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования органами государственной власти области и органами местного самоуправления допускались нарушения закона, которые ограничивали права субъектов предпринимательской деятельности, устанавливали дополнительные, не предусмотренные федеральным законом требования.

В ходе проведенной прокуратурой ревизии нормативных правовых актов органов местного самоуправления выявлено 40 правовых актов органа местного самоуправления (37 из них - административные регламенты), противоречащих требованиям действующего законодательства, которые опротестованы.

Типичными нарушениями, допускаемыми органами местного самоуправления, являлись ограничение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ряде случаев в Административных регламентах, положения, определяющие права лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, вовсе отсутствовали, имели место случаи возложения дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены федеральным законодательством.

Кроме того, в связи с внесенными 03.11.2015 года изменениями в Закон № 294-ФЗ, касающихся порядка межведомственного взаимодействия государственных и муниципальных органов в ходе осуществления проверочных мероприятий, (вступают в силу с 01.07.2016 года, отдельные положения с 01.01.2017 г. и 01.07.2017 г.) прокуратурой в адрес 20 поднадзорных органов местного самоуправления (муниципальные районы и городские округа, имеющие самостоятельно разработанные административные регламенты по вопросам осуществления контроля в природоохранной сфере) Самарской области направлены информационные письма о необходимости проведения работы по приведению нормативной базы (положений и административных регламентов) в соответствие с внесенными изменениями в федеральное законодательство.

С целью ознакомления субъектов предпринимательства о внесенных изменениях прокуратурой направлена информация для размещения в средствах массовой информации.

Органами контроля в Самарской области (всех уровней) в текущем году допускались нарушения требований законодательства при издании распоряжений о проведении проверочных мероприятий, выдаче предписаний.

Так, в отсутствие на то оснований Управлением Россельхознадзора по Самарской области было издано 3 распоряжения о проведении внеплановых проверок индивидуальных предпринимателей исполнения вынесенных в ходе рассмотрения административных дел представлений об устранении условий и причин совершения правонарушения. По принесенным протестам незаконные распоряжения отменены, виновное лицо привлечено к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ (самоуправство).

Аналогичные нарушения выявлены в деятельности контролирующих органов муниципальных образований г.о. Самара, м.р. Волжский, м.рАлексеевский)

Допускались нарушения при привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности (нарушение компетенции при рассмотрении протоколов по 8.41 КоАП РФ, не выяснение всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения административного дела).

Имел место случай не представления органом местного самоуправления копии акта проверки в прокуратуру, составленного по итогам внеплановой выездной проверки, согласованной с органами прокуратуры. Виновное должностное лицо привлечено по постановлению прокурора к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ (м.р. Волжский).

Наиболее существенными нарушениями (в деятельности федеральных органов контроля) в 2015 году явились факты несоблюдения установленного порядка ведения Единого реестра проверок.

Так, с 01.07.2015 г. вступили в силу положения ст. 13.3 Закона № 294-ФЗ в части включения информации о проверках в Единый реестр проверок федеральными органами контроля.

Информация о проводимых федеральными органами проверках с указанного срока размещается на специализированном сайте (https://proverki.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вместе с тем, ходе проведенной в августе прокуратурой сверки данных Единого реестра проверок и фактически проведенных проверок в Управлении Россельхознадзора по Самарской области установлено, что в отношении 4 проведенных должностными лицами Управления проверок индивидуальных предпринимателей сведения в Единый реестр проверок внесены не были. В этой связи прокуратурой возбуждено 8 дел об административном правонарушении по ч.2 ст. 13.27 КоАП РФ. Общая сумма штрафа по постановлениям суда, вынесенным по итогам рассмотрения постановлений прокурора, составила 24 тысячи рублей.

Положения вышеуказанной статьи в части присвоения учетного номера проверкам и включения в единый реестр проверок информации о проверках применяются в отношении проверок, проводимых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), с 1 июля 2016 года, в отношении проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля, с 1 января 2017 года.

Распространены нарушения требований федерального законодательства при согласовании органами муниципального контроля заявлений о проведении внеплановых проверок.

Всего за истекший период 2015 года в Самарскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило 25 заявлений о согласовании внеплановых выездных проверок, из которых по 10 заявлениям проверка согласована и в отношении 15 – вынесен отказ в согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

Типичными нарушениями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки явились отсутствие оснований для проведения данной проверки, несоблюдение требований к оформлению решения, проведение проверки в нарушение предоставленных полномочий.

Анализ проектов планов проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей контролирующих органов Самарской области на 2016 год показал, что большое количество запланированных к проверке в 2016 году проверочных мероприятий подлежали исключению из вышеуказанного плана, поскольку не соответствовали требованиям ст. 26.1. Закона № 294-ФЗ, устанавливающей ограничении по проверкам субъектов малого бизнеса.

Так, в плане Департамента ветеринарии Самарской области выявлено 315 таких проверок, в плане Управления Россельхознадзора по Самарской области – 182. Подобного рода недостатки выявлены при проверке проектов планов проверок, подготовленных органами местного самоуправления (г.о. Кинель – 2, г.о.Чапаевск – 4, м.р. Пестравский- 1, м.р. Приволжский – 11, м.р. Ставропольский – 2, м.р. Шигонский – 2).

Наиболее распространенными нарушениями при формировании планов проверок на 2016 год явились факты неправильного внесения сведений в план о наименовании юридического лица/индивидуального предпринимателя, неправильное указание ИНН и ОГРН, формата даты проверки.

Факты нарушения прав субъектов предпринимательства вскрывались и в результате рассмотрения обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По итогам выявлялись нарушения как порядка рассмотрения обращений граждан, так и порядка проведения проверочных мероприятий. Виновные лица судом по постановлениям прокурора привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ (г.о. Самара) и ст. 19.6.1 КоАП РФ (г.о.Самара, г.о. Чапаевск) соответственно. Выявлены факты нарушения установленного порядка проведения проверочных мероприятий, в связи с чем виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности по постановлению прокурора по ст. 19.1 КоАП РФ (м.р. Нефтегорский) (самоуправство).

Наряду с проверочными мероприятиями проводится превентивная работа в указанной сфере, активно осуществляется работа по освещению состояния законности и разъяснению изменений в действующем законодательстве в средствах массовой информации, трудовых коллективах и общественных организациях.

Для контролирующих органов и представителей бизнеса данная информация доступна на сайтах органов местного самоуправления и Уполномоченного по правам предпринимателей в Самарской области и сайте Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.

Информация направляется для сведения.

Самарская межрайонная

природоохранная прокуратура





В связи с многочисленными обращениями и жалобами граждан, поступающими в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, по вопросам правомерности сноса зеленых насаждений в населенных пунктах, прокуратурой проведен анализ федерального законодательства, а также практики его применения.

В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Вопросы озеленения территорий городов регулируется Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15.12.1999 г. № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» (далее по тексту – Правила).

В соответствии с п. 6 Правил обязанность по обеспечению сохранности насаждений, квалифицированного ухода за насаждениями, принятию мер борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечению уборки сухостоя, вырезки сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях, возложена на землепользователей.

Пунктами 8.6.1, 8.6.2, 8.6.4 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.11.2011 г. № 613, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы благоустройства территорий муниципальных образования, также указано землепользователям на необходимость содержания и сохранности зеленых насаждений с проведением обрезки и вырубки сухостоя и аварийных деревьев, вырезки сухих и поломанных сучьев, которые несут вследствие антропогенных воздействий реальную угрозу здоровью граждан, их имуществу, зданиям и сооружениям.

В силу п. 3.1.4.2 Правил надлежащий уход за зелеными насаждениями включает в себя и своевременное удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей деревьев.

В то же время при спиливании (удалении) древесных пород необходимо следовать нормативам, определенным п.п. 3.1.4.14-3.1.4.17 Правил, только после проведения обследования зеленых насаждений и составления акта обследования.

Несмотря на то, что Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденные приказом Минрегиона России от 27.11.2011 № 613, носят рекомендательный характер, суды при принятии решений руководствуются именно данными правовыми актами.

Так, решением Пермского краевого суда от 03.04.2013 г. по делу № 33-2168 удовлетворены требования гражданина Т. к БУ МО «Лысьвенское городское поселение» о возмещении имущественного вреда, причиненного повреждением автомобиля в результате падения дерева. В своем решении суд со ссылкой на п. 6.1 Правил создания, охраны и создания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 15.12.1999г. № 153, констатировал, что причиной падения дерева стало ненадлежащее исполнение муниципальным образованием, являющимся землепользователем, своих обязанностей по содержанию объектов озеленения, в частности, по валке перестоянных и опасных деревьев.

Определением Московского областного суда от 07.07.2014 г. по делу       № 33-14600 оставлено в силе решение Коломенского городского суда Московской области от 13.02.2014 г., которым удовлетворены требования истца к ЖСК «Прогресс – 2» о возмещении ущерба, причиненного гражданину ввиду ненадлежащего содержания организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, придомовой территории. В определении суда также содержится ссылка на неисполнение данной организацией п. 6.1 Правил.

Таким образом в обязательном порядке необходимо учитывать требования, предъявляемые к содержанию и охране городского зеленого фонда, содержащиеся в указанных правовых актах.


Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений», который содержит в себе ряд изменений лесного законодательства, которые вступают в законную силу с 01.10.2015 г.

Новая редакция Лесного кодекса Российской Федерации будет содержать в себе более широкое определение «рубок лесных насаждений».

В новой редакции федерального закона под рубками лесных насаждений будут пониматься процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).

В Лесной кодекс введены новые статьи: 16.1 «Лесосечные работы», которая закрепляет содержание, виды и процедуру таких работ, а также статья 74.1. разъясняющая порядок изменения и расторжения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Изменение и расторжение договора купли-продажи лесных насаждений с 01.10.2015 г. будут регулироваться нововведенной статьей 77.1, в соответствии с которой изменение и расторжение договора купли-продажи лесных насаждений будет осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом и Лесным кодексом Российской Федерации.



Федеральным законом от 13.07.2015 № 244-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации.

Статьёй 2 Закона № 244-ФЗ используемый в Водном кодексе Российской Федерации термин «береговая линия» заменён на термин «береговая линия (граница водного объекта)».

Аналогичные изменения внесены в Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В отдельных положениях указанных законов термин «береговая полоса» также заменен на термин «береговая линия (граница водного объекта)».

Также Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» дополнен статьей 11.1, устанавливающей, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости о поверхностных водных объектах включаются тип и наименование водного объекта, описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).



Передача органам исполнительной власти субъектов РФ федеральных полномочий в области охраны окружающей среды

Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступил в силу с 24.07.2015 г.) введены новые основополагающие нормы.

Так, Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дополнен статьей 5.1 согласно которой полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Аналогичная норма закреплена и во вновь введенных ч. 12 ст. 26 Водного кодекса РФ и ч. 12 ст. 83 Лесного кодекса РФ, ст. 9.1 Земельного кодекса РФ, ст. 3.1 Закона Российской Федерации «О недрах» и п. 6 ст. 3.1 Закона Российской Федерации «О ветеринарии», ст. 2.1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», ч. 11 ст. 6 Федерального закона «О животном мире», ст. 4.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 5.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»

При этом в силу внесенных Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ изменений вопросы назначения Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия и утверждения структуры данного органа уже не требуют согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, кодекс об административных правонарушениях в этой связи также дополнен статьями нового содержания.

В частности, изменениями в ст. 28.3 должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым в установленном порядке переданы полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии с новеллой (ст. 23.79.2 КоАП РФ) указанные органы смогут помимо установленных случаев рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ и совершенных на территории данного субъекта.

При этом рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в таких случаях будут вправе руководители соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители, руководители структурных подразделений соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители.

Самарская межрайонная

природоохранная прокуратура


Новое в законодательстве о недрах

Федеральным законом   Российской Федерации   от 29 июня 2015 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2016 вводятся новые положения в законодательство недропользовании.

В частности вводится новая редакция статьи 27 Закона Российской Федерации «О недрах», которой устанавливается иной понятийный аппарат по вопросам недропользования, ее составе и порядке формирования.

Так, с 01.01.2016 г. геологической информацией о недрах будет являться следующая информация

- о геологическом строении недр,

- о находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах),

- об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения),

- данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных настоящим Законом видов пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ.

Данная информации должна быть представлена на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах).

Указанным Законом геологическая информация о недрах подразделяется на два вида:

1.     первичную (геофизическая, геохимическая и иная информация о недрах, полученная непосредственно в процессе пользования недрами)

2.     интерпретированную (результаты обработки первичной геологической информации о недрах, включая геологические отчеты, карты, планы, эскизы).

Первичная и интерпретированная геологическая информация о недрах, полученные пользователем недр, подлежат представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды.

Геологическая информация о недрах в отношении участка недр местного значения, полученная пользователем недр, также подлежит представлению пользователем недр в фонд геологической информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот участок недр местного значения.

В случае, если участок недр местного значения расположен на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, геологическая информация о недрах подлежит представлению пользователем недр в фонды геологической информации соответствующих субъектов Российской Федерации.

Перечни первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, требования к содержанию геологической информации о недрах и форма ее представления, порядок представления геологической информации о недрах определяются Федеральным агентством по недропользованию, которые на данный момент не утверждены.

Кроме того, вводятся в действие новые статьи Закона Российской Федерации «О недрах» определяющие необходимость создания единого фонда геологической информации о недрах и порядок его формирования и ведения и оператора федеральной государственной информационной системы единого фонда геологической информации о недрах (ст. 27.1), а также особенности представления, хранения и использования образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах (ст. 27.2).

Статья 36.1 Закона Российской Федерации «О недрах» «Государственное геологическое изучение недр» дополнена новыми положениями.

Так, с 01.01.2016 г. работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, должны будут проводиться в соответствии с утвержденной проектной документацией,

При этом данная проектная документация должна будет пройти экспертизу, которая буде проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.

Требования к составу и содержанию проектной документации определяются Правилами подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр.

Порядок проведения экспертизы проектной документации и размер платы за ее проведение устанавливаются федеральным органом управления государственным фондом недр.

Самарская межрайонная

природоохранная прокуратура


Особо охраняемые природные территории на особом контроле прокуратуры.

Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по доводам статьи, опубликованной в сети Интернет, «Минприроды снова покушается на национальный парк», проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Установлено, что согласно пп. 1 п. 2.12 постановления Правительства Самарской области от 13.12.2007 г. № 261 «Об утверждении Схемы территориального планирования Самарской области» на территории Самарской области запланировано строительство регионального туристско-рекреационного комплекса Самарской области «Жигулевская жемчужина».

Согласно проекту планировки объектом проектирования являются три площадки, общей площадью  1046,89 га, расположенные в границах городского округа Жигулевск и  сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области.

В настоящее время строительство в соответствии с данным проектом планировки не осуществляется.

Вместе с тем, согласно подп. 6 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории,  разрешение на строительство выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

С целью недопущения нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях и градостроительного законодательства 02.06.2015 г. Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой объявлено предостережение и.о. министра строительства Самарской области.


 Информация о состоянии законности в сфере соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля за истекший период 2015 года

В ходе прокурорских проверок в деятельности уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления выявляются нарушения, в том числе при принятии правовых актов, ущемляющие права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Всего за истекший период 2015 года Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено 217 нарушений законодательства о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С целью устранения выявленных нарушений, принесено 28 протестов, внесено 8 представлений, по результатам рассмотрения которых 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. По постановлениям прокурора судом к административной ответственности привлечено 2 должностных лица. Объявлено 1 предостережение о недопустимости нарушения законодательства о защите пав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Нарушения законодательства о защите прав субъектов предпринимательства выявлены в деятельности территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Самарской области, а также в деятельности органов местного самоуправления при осуществлении ими муниципального контроля и переданного государственного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Типичными являются нарушения порядка оформления результатов проверки, не принятие мер по взысканию причиненного окружающей среде ущерба, имеют место факты нарушения при планировании работы, а также при нормативном регулировании данной сферы отношений.

При нормативном регулировании общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования органами государственной власти  области и органами местного самоуправления допускались нарушения закона, которые ограничивали права субъектов предпринимательской деятельности, устанавливали дополнительные, не предусмотренные федеральным законом требования.

В ходе проведенной прокуратурой ревизии нормативных правовых актов выявлено 25 правовых актов органа местного самоуправления (22 из них - административные регламенты), противоречащих требованиям действующего законодательства, которые опротестованы.

Типичными нарушениями, допускаемыми органами местно самоуправления, являются ограничение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при их установлении в административных регламентах осуществления функции по контролю (например, привлекать к проверкам Уполномоченного по правам предпринимателей  Российской Федерации), в ряде случаев в Административных регламентах, являющихся нормативным актов, устанавливающим порядок проведения проверки, положения, определяющие права лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, вовсе отсутствовали.

Имели место случаи возложения муниципальными нормативными актами на субъектов предпринимательства дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены федеральным законодательством (например, ведение журнала проверок по установленной форме, заключение договоров со специализированным организациями).

Допускаются нарушения требований федерального законодательства при  согласовании органами муниципального контроля проведения внеплановых проверок.

Всего за истекший период 2015 года в Самарскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило 11 заявлений о согласовании внеплановых выездных проверок, из которых по 6 заявлениям проверка согласована (из них 5 по повторному заявлению) и в отношении 5 – вынесен отказ в согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

Типичными нарушениями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки явились отсутствие оснований для проведения данной проверки, несоблюдение требований к оформлению решения, непредставление всех имеющих значение дл дела материалов, подтверждающих факт наличии угрозы причинения вреда окружающей среде.

Имеются факты ненадлежащего планирования работы в указанной сфере со стороны контролирующих органов.

Так, ввиду некачественной подготовки плана администрацией  городского округа Похвистнево только в 2015 году направлена информация об исключении проверок из плана на 2015 год в связи с неверным указанием адреса фактического осуществления деятельности юридическим лицом.

При этом данный факт администрацией выявлен только в ходе  предварительного осмотра  места фактической деятельности при наличии уже утвержденного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при непосредственной подготовке к проверке. В адрес главы администрации с целью устранения нарушений внесено представление.

Факты нарушения прав субъектов предпринимательства вскрываются и в результате рассмотрения обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе поступающих из аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области.

Например, по результатам проведенной проверки по обращению ООО «Манелла» выявлены нарушения порядка проведения проверочных мероприятий, выразившиеся в проведении внеплановой проверки в отсутствие законных оснований. По постановлению прокурора виновное должностное лицо администрации городского округа Тольятти судом привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ. С целью устранения выявленных нарушений в адрес мэра г.о. Тольятти внесено представление.

Прокуратурой проводится также и превентивная работа в указанной сфере.

Так по результатам рассмотрения информации администрации Октябрьского района городского округа Самара, установлено, что последней в ходе рассмотрения обращения гр. Бочкарева С. вопреки требованиям положений федерального и регионального законодательства о разграничении компетенции в отсутствие полномочий на проведение проверок юридических лиц в указанной сфере  в адрес юридических лиц ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» и ОАО «Автоколонна № 1817» направлены письма с предупреждениями о привлечении к административной ответственности, а также требованием о необходимости принятия мер по приведению территории в надлежащее санитарное состояние.

По факту не принятия мер к надлежащему рассмотрению обращения (в связи с не направлением в компетентный на его рассмотрение орган) в адрес главы внесено представление. С Целью недопущения нарушения прав юридических лиц главе объявлено предостережение.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о ненадлежащем осуществлении Министерством функций по контролю переданных органам местного самоуправления полномочий, отсутствии координации и не оказании органам местного самоуправления надлежащей методической и правовой помощи.

В сфере оказания государственных и муниципальных услуг также имеют место нарушения, приводящие к нарушению прав юридических лиц.

Так, например, ответственным исполнителем департамента строительства и архитектуры г.о. Самара надлежащим образом не организовано исполнение обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте департамента строительства и архитектуры г.о. Самара проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, поступившего от ООО «Аквалайн», в результате чего ввиду нарушения установленной законом процедуры ущемлены права юридического лица. По постановлению прокурора виновное должностное лицо судом привлечено к административной ответственности по ст. 13.27 КоАП РФ (неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом, является административным правонарушением). 

Также установлено, что органами государственной власти Самарской области также проведение данной процедуры в полном объеме не регламентировано, ответственные должностные лица не определены, что может привести к нарушению законных прав юридических лиц в случае обращения  подобного рода проектами для выдачи разрешения на создание искусственного земельного участка.

С целью устранении выявленных нарушений Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес министра экономического развития и министра лесного, сельского хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области внесены представления.

Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой активно проводится работа по правовому просвещению в указанной сфере.

Сведения об изменениях в действующем законодательстве (об отходах производства и потребления, о порядке получения лицензии на пользование недрами, а также по вопросам разграничения компетенции при осуществлении государственного экологического надзора органами местного самоуправления) размещены на  официальных  сайтах органов местного самоуправления области, Уполномоченного по правам человека в Самарской области, Уполномоченного по правам предпринимателей в Самарской области, а также на сайтах общественных организаций, занимающихся защитой прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Работа в данном направлении находится на постоянном контроле прокуратуры. Результаты обсуждаются на межведомственных заседания рабочей группы по защите прав предпринимателей, которые проводятся не реже 1 раза в полугодие. Кроме того, возникающие проблемные вопросы обсуждаются на проводимом ежеквартально Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой  Общественном совете по защите среднего и малого бизнеса, членами которого являются представители субъектов предпринимательства и Уполномоченный по правам предпринимателей в Самарской области.

Самарская межрайонная

природоохранная прокуратура


 Публикация первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора 

Макушенко Е.А.

 


«Волжская прокуратура на страже законов об охране природы»

  5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды, утвержденный на Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды еще в 1972 г. Этот праздник призван привлечь внимание мировой общественности к проблемам охраны природных ресурсов.

  Особую роль в деле охраны окружающей природной среды призваны сыграть органы прокуратуры, являющиеся одной из основных опор  государственной власти и главным инструментом обеспечения верховенства закона, экологической безопасности государства.

  27 апреля 1990 года приказом Генерального прокурора СССР Сухарева А.Я. была создана первая в России межрегиональная специализированная природоохранная прокуратура.

  В структуру прокуратуры, образованной по бассейновому принципу, входят 16 межрайонных природоохранных прокуратур, расположенных в 15 субъектах Российской Федерации Поволжья от Осташкова Тверской области, где берет начало Волга и находится ее исток, и далее до устья по территории Ярославской, Вологодской, Костромской, Ивановской, Рязанской, Нижегородской областей, республик Марий Эл, Чувашия, Татарстан, Ульяновской, Самарской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской областей.

  Вот уже как 25 лет, деятельность Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, подчинена решению задач защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, борьбы с экологической преступностью, в том числе с коррупционными проявлениями, реального устранения выявленных нарушений и восстановления нарушенных прав в бассейне реки Волга, крупнейшей реки Европы, национальной гордости России.

  Одним из приоритетных направлений деятельности Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры является надзор за исполнением законодательства об охране вод.

  Ежегодно Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой выявляется более 3 тысяч нарушений законов в рассматриваемой сфере. Только за прошедший год в целях их устранения внесено свыше полутора тысяч актов прокурорского реагирования. По  требованию прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено  900 виновных лиц.

  Основной проблемой остается сброс загрязненных сточных вод в водные объекты. С целью решения указанной проблемы Волжской прокуратурой сформирована и в настоящее время повсеместно  используется практика пресечения в гражданско-правовом порядке незаконного сброса загрязненных сточных вод. За последние годы нами предъявлены иски ко всем предприятиям, осуществляющим сброс без очистки (а таких предприятий 123). Как результат, отмечается тенденция к уменьшению количества сбрасываемых без очистки сточных вод: за последние 4 года  объем сброса сократился почти на 59 млн. кубометров.

  На территории Волгоградской области работа Волжской представлена в лице Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры.

  Так, решением суда по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора о прекращении сброса в оз. Сарпа ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» реализован инвестиционный проект «Волгоградская ТЭЦ-2» по строительству насосной станции и канализационного коллектора. На указанные работы затрачено более 98 млн. руб. В результате объем сброса в озеро с 2005 г. снижен в 4 раза (с 1млн.328 тыс. куб. м до 330 тыс. куб. м), а в 2014 году – прекращен вовсе.

  На территории Республики Татарстан работа Волжской представлена в лице Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры.

  Самым крупным водопользователем Республики Татарстан, сбрасывающим 50 % всего объема региона  - МУП г. Казани «Водоканал»,  в 2014 г. проведены мероприятия, которые позволили повысить эффективность очистки сточных вод, сбрасываемых в реки Волга и Казанка до 97,7%, на что затрачено около 40 млн. руб.

  На территории Чувашской Республики работа Волжской представлена в лице Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры.

  Так, решением суда 11.02.2015 удовлетворен иск Чебоксарского межрайпрокурора к ООО «Теплоэнергосети» о взыскании ущерба, причиненного водным объектам в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод в размере 3 782 040 руб. (почти 3 млн. 800 тыс. руб.).

  Загрязнение водных объектов, непринятие мер по подъему затонувших судов, изменение уровня водохранилищ влекут сокращение нерестилищ и оказывают непосредственное влияние на водные биоресурсы.

  Всего в 2014 году Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой выявлено свыше пятиста нарушений законодательства об охране водных биоресурсов, в целях устранения которых принесено 35  протестов, внесено 66 представлений, по требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 82 лица, по постановлению прокуроров к административной ответственности привлечено 43 (3), в суды направлено 7 заявлений.

  15 мая 2015 г. в г. Казани состоялись торжественные мероприятия в честь 25-летия Волжской прокуратуры, в рамках которых проведен круглый стол на тему «Актуальные проблемы в сфере обеспечения экологической  безопасности   водных  ресурсов  Волжского  бассейна». В его работе приняли участие представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, руководитель Федерального агентства водных ресурсов, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству, высшие должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Волжский бассейн, прокуроры субъектов Российской Федерации и межрегиональные транспортные прокуроры.

  На круглом столе обсуждены такие серьезнейшие экологические проблемы, имеющие межрегиональный характер, как загрязнение водных объектов неочищенными сточными водами; захламление Волги и ее притоков затопленными судами; подача населению некачественной питьевой воды; негативное влияние, оказываемое на состояние водных биоресурсов в результате эксплуатации водохранилищ, захоронение и утилизация биологических отходов, в т.ч. содержащих споры опасного инфекционного заболевания - сибирской язвы и др.

  По результатам круглого стола выработаны конкретные меры по укреплению законности в рассматриваемых сферах, разработаны рекомендации.

  Одним из приоритетных направлений работы прокуратуры является исполнение законодательства в сфере охраны лесов от пожаров.

  Прокурорские проверки свидетельствуют о ненадлежащем исполнении отдельными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в сфере лесных отношений, обязанностей по обеспечению пожарной безопасности в лесах.

  В связи с недостаточной готовностью к пожароопасному периоду в 2015г. объявлены предостережения руководителям государственных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере лесных отношений, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей, республик  Марий Эл и Татарстан.

  На территории Самарской области работа Волжской представлена в лице Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры.

  В Самарской области пожарно-химические станции не обеспечены необходимым составом работников лесопожарных бригад и средствами индивидуальной защиты и экипировкой. В республиках Татарстан и Марий Эл планирование противопожарных мероприятий осуществляется на основании устаревших материалов лесоустройства. В Республике Татарстан  в планах тушения лесных пожаров отсутствовали необходимые сведения  и только по результатам  проверки начата работа по их приведению  в соответствие с требованиями законодательства. В Ульяновской и Саратовской областях не соблюдается норматив патрулирования лесов. В Нижегородской области недостаточно сил и средств пожаротушения в  специализированном учреждении. В государственном задании для специализированного учреждения Ульяновской области предусмотрены объемы противопожарных мероприятий ниже установленных нормативами. По всем выявленным нарушениям прокуратурой приняты меры к их устранению.

  Всего Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в 2015 г. выявлено свыше 1 тысячи нарушений в сфере охраны лесов от пожаров. С целью их устранения внесено 144 представления, по результатам рассмотрения которых пока привлечено 41 лицо к дисциплинарной ответственности, привлечено к административной ответственности 40 виновных лиц.  На незаконные нормативные правовые акты принесено 214 протестов, 194 из которых рассмотрены и удовлетворены, 28 актов уже приведено в соответствие с требованиями законодательства. В суды направлен 21 иск, из которых 8 рассмотрено и удовлетворено. О недопустимости нарушения закона предостережено 71  должностное лицо.

  Вопросы соблюдения законодательства в сфере соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях имеют первостепенное значение и находятся на постоянном контроле прокуратуры.

  Как показали прокурорские проверки, органами государственной власти субъектов Российской Федерации допускаются нарушения при установлении правового статуса ООПТ регионального значения. Не утверждены положения о заказниках и паспорта памятников природы, определяющие режим особой охраны и использования ООПТ регионального значения в Ивановской, Рязанской, Нижегородской и Тверской областях. Не принят порядок охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения в Тверской, Астраханской, Рязанской, Нижегородской, Самарской областях. Законодательно не урегулированы вопросы создания ООПТ местного значения в Ивановской, Рязанской, Самарской, Ульяновской областях, Республиках Татарстан и Марий Эл.

  Должным образом не проведена работа по утверждению границ ООПТ государственными органами исполнительной власти Тверской и Ивановской областей. Не принимаются достаточные меры по постановке на кадастровый учет земель особо охраняемых природных территорий регионального значения органами государственной власти республик Татарстан и Марий Эл, Вологодской, Ивановской, Рязанской, Тверской, Костромской областей.

  На территории Тверской области работа Волжской представлена в лице Тверской и Осташковской межрайонных природоохранных прокуратур.

  Так, в Тверской области высокий общественный резонанс вызвало строительство многоквартирных жилых домов в пределах особо охраняемой природной территории регионального значения - «Бобачевская роща» в г. Твери. В настоящее время находится в стадии исполнения решение суда по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора, в соответствии с которым на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области возложена обязанность установить и описать границы памятника природы «Бобачевская роща» и представить в орган государственного кадастрового учета сведения о границах земельных участков, ограничениях в их использовании.

  Всего в рассматриваемой сфере прокурорскими проверками в 2014 году выявлено свыше 1000 нарушений, в целях их устранения принесено 83 протеста, по которым отменено и изменено 65 незаконных нормативных правовых актов, внесено 92 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 36 должностных лица. С целью пресечения нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях в суды общей юрисдикции предъявлено 18 исков и заявлений 98 об обязании органов государственной власти субъектов Российской Федерации установить границы ООПТ регионального значения; о признании незаконным положительного заключения государственной экологической экспертизы по материалам, обосновывающим изменение границ ООПТ; об устранении нарушений требований пожарной безопасности; освобождении самовольно занятых земель ООПТ; ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. Из них 74 рассмотрено, 71 удовлетворен, производство по 3 гражданским делам прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора.

  Нарушение порядка обращения с отходами нередко влечет комплексное загрязнение окружающей среды - почвы, атмосферного воздуха, а также водных объектов, являющихся источником питьевого водоснабжения, создает угрозу безопасности окружающей среды и здоровью населения.

  Проблема накопления отходов производства и потребления является одной из основных угроз экологической безопасности России. В связи с этим надзор за исполнением законодательства  об отходах производства и потребления является для Волжской прокуратуры приоритетным.

  Прокурорскими проверками в 2013 г.– истекшем периоде 2015 г. выявлено свыше 12 тысяч нарушений законов в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе более 1000 незаконных правовых актов. С целью устранения нарушений внесено 2287 представлений, в результате рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 1388 должностных лиц. По постановлениям, заявлениям прокурора в суд к административной ответственности привлечено 939 лиц. На противоречащие закону правовые акты принесено 11078 (461; 574; 43) протестов, в результате рассмотрения которых отменено и изменено 1017 (444; 545; 28) незаконных правовых актов. О недопустимости нарушения закона предостережено 67 (10; 41; 16) лиц. В суды направлено 798 исков, заявлений (372; 380; 23), из которых рассмотрен и удовлетворен 752 (387; 345; 10). В порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ направлено 15 материалов (6; 9; 0), по результатам рассмотрения которых возбуждено 7 (2; 5; 0) уголовных дел.

  На территории Ивановской области работа Волжской представлена в лице Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры.

  В результате проверки Ивановской межрайпрокуратурой установлено, что незаконную деятельность по размещению отходов на свалке вблизи п. Октябрьский Комсомольского района осуществляет ООО «Октябрь».

  Земельный участок предоставлен данной организации для этих целей в арену администрацией Комсомольского муниципального района по договору от 19.04.2011 № 25-2011. При этом, требования природоохранного законодательства по эксплуатации объекта размещения отходов не соблюдены: контроль поступающих на свалку отходов, их сортировка не ведется, не проводится радиационный дозиметрический контроль отходов, хозяйственная зона на свалке оборудована, переносные сетчатые ограждения не используются, водоотводная канава отсутствует, ни ворота, ни шлагбаум не оборудованы, контрольно-дезинфицирующая зона не установлена, меры необходимой пожарной безопасности не приняты – в момент проверки имелись небольшие очаги тления отходов и задымления. Проектная документация на свалку не разрабатывалась, требуемые научные исследования не проводились.

  По данным фактам 14.04.2015 прокуратурой в адрес директора ООО «Октябрь» и администрации Комсомольского муниципального района внесены представления.

  Нашей прокуратурой уделяется внимание вопросам сохранения объектов животного мира и рационального пользования ими.

  Волжской прокуратурой в 2014 г. выявлено  394 (2013 г. – 825) нарушений законодательства об охране животного мира, внесено  75 (126) представлений, в результате рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 68 (87) лиц. По постановлениям, заявлениям прокурора в суд к административной ответственности привлечено 33 (59) лиц. На противоречащие закону правовые акты принесено  44 протеста (77), в результате рассмотрения которых отменено и изменено 38 (33) незаконных правовых акта. В суды общей юрисдикции и арбитражные суды направлено 109 исков и заявлений (2013 - 49, 2014 - 60) на сумму 1 388 тыс. руб. (813, 575), из них рассмотрен и удовлетворен 71 (42, 28) иск на сумму 1 268  тыс. руб. (773,495), производство по 36 (7, 29) делам на сумму 80 тыс. руб. (40, 40) прекращено ввиду добровольного исполнения требований прокурора.

  Основные нарушения, выявляемые в рассматриваемой сфере – это пользование объектами животного мира без разрешения; нарушение правил охоты, а также правил охраны среды обитания или путей миграции таких объектов.

  На территории Ярославской области работа Волжской представлена в лице Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры.

  Ярославской межрайпрокуратурой в 1 квартале 2015 установлен факт разрушения дамбы обвалования полей орошения мелиоративной системы ОАО «Залесье», препятствующей прямому сбросу загрязняющих веществ в окружающую среду, в результате которого в составе сточных вод в реку Сонохту было сброшено не менее 34 тонн загрязняющих веществ, разрушено 30 бобровых поселений (нор), в которых обитало 120 особей бобров. Окружающей среде нанесен вред на сумму 50 161 034 рубля.

  Материалы проверки в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ направлены в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области для решения вопроса об уголовном преследовании. Процессуальное решение не принято.

  Одним из актуальных направлений деятельности остается исполнение законодательства о недрах.

  По принятым Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой мерам прекращена незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых в районе д. Копылево Кулицкого сельского поселения Калининского района Тверской области. Так, ООО «Тверской карьер» в период 2013 – 2014 г.г. проведены незаконные безлицензионные работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых и осуществлена незаконная предпринимательская деятельность без лицензии, связанной с добычей и реализацией общераспространенных полезных ископаемых, общий доход от которой составил 10 млн. рублей, ущерб недрам составил 11 млн. руб. Прокуратурой по данному факту 26.01.2015 внесено представление в адрес генерального директора представления, по результатам рассмотрения незаконная добыча прекращена, виновное лицо предприятия привлечено к дисциплинарной ответственности. Прокуратурой материалы проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПРК РФ направлены в правоохранительные органы. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела, предусмотренного ст. 246 УК РФ и п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ.

  Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой вопросам охраны и рационального использования природных ресурсов уделяется пристальное внимание, проводятся проверки исполнения природоохранного законодательства в различных сферах. Так, на второе полугодие текущего года запланировано проведение проверок исполнения лесного законодательства и исполнения природоохранного законодательства опасными промышленными объектами.

  За 25 лет, Волжской прокуратурой подняты такие серьезнейшие экологические проблемы, которые раньше оставались вне поля зрения других органов,  как загрязнение водных объектов неочищенными сточными водами, незаконного забора воды из подземных источников, подачи населению некачественной питьевой воды; захоронения и утилизации биологических отходов, в т.ч. содержащих споры опасного инфекционного заболевания - сибирской язвы; незаконного захвата земли; захламления Волги и ее притоков затопленными плавательными средствами и др.

  С учетом этого приходилось идти непроторенным путем,  создавать новую правоприменительную общенадзорную, исковую, судебно-следственную практику, на основе которой разрабатывать соответствующие методики.

  Многолетнее плодотворное сотрудничество Волжской прокуратуры  с органами исполнительной власти, прокуратурами субъектов Российской Федерации, а также специализированными прокуратурами, несомненно, положительно сказывается на экологической ситуации Волжского бассейна и свидетельство этому многочисленные примеры.

  Только сбросы неочищенных загрязненных сточных вод в Волгу и ее притоки за последние 3 года сократились на 45 млн. куб. метров, снизились выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уменьшилось количество незаконных рубок леса, проводится конкретная работа по приведению полигонов ТБО в надлежащее состояние.


 Порядок оформления письменных обращений регламентирован Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45.

В своем письменном обращении гражданин в обязательном порядке должен указать наименование органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес или электронный адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, изложить суть предложения, заявления или жалобы, поставить личную подпись и дату.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

При необходимости в подтверждение своих доводов гражданин может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Не подлежат разрешению обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры. Об этом в срок не позднее 7 дней автору обращения направляется мотивированное сообщение.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы, об этом в 7-дневный срок сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению. Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.

Без разрешения может быть оставлено обращение, если по содержанию оно лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.


Соблюдаем пожарную безопасность в лесах и городских парках!

 

В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

- разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;

- бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

- засорять леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Допускается разведение костров на специальных площадках, отделенных специально организованной противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.

При этом после завершения сжигания костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;

За нарушение требований законодательства о соблюдении пожарной безопасности в лесах предусмотрена уголовная, административная ответственность.

Например, за выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра предусмотрено административное наказание в виде  штрафа в размере 4 тысяч рублей.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности

Наказанием за указанные действия может быть:

- штраф в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,

-  обязательные работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов,

-  исправительные работы на срок до двух лет,

- принудительные работы на срок до трех лет,

- лишением свободы на срок до трех лет.

Кроме того, виновное лицо обязано согласно ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»  возместить расходы, затраченные ликвидацию последствий нарушения и на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Ребята, ответственно подходите к вопросу пожарной безопасности в лесах и городских парках, помните, что лес – это легкие Планеты!



IMG_4788.JPG


Новый порядок получения лицензии на участки недр местного значения и исправления технических ошибок в них относительно участков недр местного значения.

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ внесены следующие изменения в Закон Российской Федерации «О недрах».

С 01.01.2015 изменён порядок получения лицензии (далее - Лицензия) на участки недр местного значения, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Также с 01.01.2015 введены новые правила исправления технических ошибок (описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки либо подобные ошибки), допущенных при оформлении или переоформлении лицензий на пользование недрами, в том числе в сведениях о границах участков недр, относительно участков недр местного значения.

Применительно для Самарской области разъясню следующее.

С 01.01.2015 для получения лицензии на участки недр местного значения, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки необходимо обращаться в Управление лицензирования использования участков недр Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Минлесхоз Самарской области).

Ранее для получения указанной Лицензии необходимо было обращаться в Отдел геологии и лицензирования по Самарской области «Самаранедра» Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Приволжскнедра).

Устранение ошибок, допущенных Федеральным агентством по недропользованию РФ (далее - Роснедра) или Приволжскнедра при оформлении или переоформлении лицензий на пользование недрами, в том числе в сведениях о границах участков недр, относительно участков недр местного значения, также с 01.01.2015 года осуществляется Минлесхозом Самарской области.

Установлены следующие сроки устранения данных ошибок

- в течение 15 календарных дней после обнаружения ими технических ошибок или

- в течение 60 календарных дней после получения от владельца лицензии на пользование недрами заявления об исправлении в этой лицензии технических ошибок.

Заявление об исправлении технических ошибок в лицензии на пользование недрами владельцем лицензии на пользование недрами относительно участков недр местного значения подается в Минлесхоз Самарской области.

Минлесхоз Самарской области информируют владельца лицензии на пользование недрами об исправлении технических ошибок в лицензии или об отказе в их исправлении в течение 7 календарных дней после принятия решения об их исправлении или об отказе в их исправлении.

При этом исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход права пользования недрами.

Споры, возникшие при исправлении технических ошибок в лицензии на пользование недрами, подлежат разрешению в судебном порядке.